Развитие экономики обмена и его влияние на travel-отрасли

Экономические, социальные и технологические изменения последних десяти лет позволили совместному потреблению перестать быть участью самостоятельных путешественников и любителей автостопа, превратив его в многомиллионную индустрию. Чем же новый тип отношений может быть интересен компаниям туристической сферы?

В условиях глобального экономического спада и роста доверия к интернету и онлайн-платежам, появились предпосылки и для скорейшего развития проектов, основанных на экономике обмена и совместного потребления. Travel стартапы стали развиваться в новой отрасли особенно динамично.

Экономика обмена появилась не вчера, но в последние годы переживает самый настоящий бум. Во многом благодаря тому, что потребители получили простой и понятный доступ к информации о простаивающих частных активах – по сути, активах других потребителей. То, что раньше развивалось в рамках известных узкому кругу единомышленников отраслевых форумов, вдруг стало целым созвездием ярких стартапов – онлайн-сервисов, выходящих на широчайшие аудитории.

Развитие онлайн-платежей и рост доверия к электронной коммерции превратили экономику обмена в реальную альтернативу традиционной товарно-рыночной экономике. Крупнейшие стартапы растут неправдоподобными темпами, порой создавая реальные проблемы своим более традиционным конкурентам. Так, сервис Airbnb.com начинает изрядно поджимать системы бронирования хостелов и недорогих отелей. Конкурентные преимущества подобных сервисов – цена и современные механизмы социализации.

Совместное потребление и экономика обмена постепенно перестают быть уделом ограниченных в средствах путешественников и становятся обычной практикой даже обеспеченных людей. Социальные сети всё больше приучают нас доверять друг другу. В то же время, все меньше путешественников хотят быть просто туристами, и все больше стремятся погрузиться в традиционный уклад местных жителей. Возможность общаться с обычными людьми, жить как они, погрузиться в культуру страны – еще один мощный двигатель развития экономики обмена и совместного потребления.

Наметившийся тренд бросает нехилый вызов отельерам, транспортникам и гидам, а также маркетологам традиционных туристических компаний. Впрочем, все они могут использовать развитие экономики обмена и коллективного потребления в своих целях. Стоит только захотеть.

В ближайших постах я постараюсь изучить те экономические, социальные и технологические изменения, которые толкают наших потребителей в объятья стартапов, основанных на экономике совместного потребления и обмена. Главным образом, меня (как и всегда) будут интересовать транспорт и размещение. Посмотрим, как происходящий беспредел частников можно использовать во благо более традиционных компаний.