Экономика обмена: жизнь до тренда

Переход от единоличного владения к обмену и совместному пользованию происходит во всех отраслях, но влияние этого тренда на туристическую отрасль наиболее заметно. Чтобы не потерять остатки актуальности, традиционным компаниям необходимо изучать вопрос и подстраиваться под новые правила игры.

Феномен экономики обмена принято также называть «экономикой совместного потребления» и «peer-to-peer экономикой». Развитие экономики обмена наблюдается на всех рынках, где люди могут что-то продавать, сдавать в аренду или чем-либо меняться между собой. Способы взаимодействия людей при этом исключительно технологичны и современны, а масштабы такого взаимодействия поистине достигли невиданных ранее широт.

И хотя в совместном потреблении и обмене благами в среде путешественников нет ничего принципиально нового, благодаря развитию соцсетей и платежных систем, а также целому ряду технологических прорывов и экономических сдвигов, такой тип взаимоотношений из чего-то «междусобойного» превратился в настоящий массовый тренд, в целую отрасль новой экономики.

Обмен неиспользуемыми ресурсами или их совместное использование – не какая-то новая идея. Люди много лет меняются услугами «баш на баш» или оказывают их друг-другу по сходной цене, значительно дешевле рынка. Задолго до нашумевшего Airbnb.com появился, в частности, каучсёрфинг.

Couchserfing.com – это одна из первых социальных сетей туристической тематики, при помощи которой путешественники со всего мира могли приютить у себя дома таких же ребят, нуждающихся в ночлеге, а потом – тоже отправиться в путь, и тоже где-то остановиться бесплатно. По сути, каучсерфинг стал всемирной сетью раскладушек и кушеток, которой до сих пор пользуется свыше шести миллионов человек во всём мире.

Впрочем, подобные проекты существовали еще до появления каучсёрфинга, и даже до появления интернета. Так, еще в 1949 году появился проект Servas International, подписавшись на который, можно было получить доступ к базе остальных подписчиков. Плата была номинальной, а взамен участник должен был при необходимости предоставить ночлег другому подписчику. Couchserfing – это, по сути, логичное развитие Servas International, а Airbnb – логичное развитие каучсерфинга.

Только на платной основе.

Повальная коммерциализация экономики обмена и совместного потребления тоже началась не вчера и не сегодня. Предпосылки появлялись с появлением новых технологий – прежде всего, технологий идентификации пользователей и приёма оплаты. Люди получили возможность обмениваться не только в больших объемах, но и большим количеством предметов и услуг. Вполне логично, что наряду с натуральным обменом стал развиваться и обмен на деньги. Сначала стали меняться информацией, обмениваться письмами, позже – музыкой, фотографиями, играми и видео. Теперь вот – физическими объектами и опытом. Airbnb.com в этом смысле – это такой всемирный торрент от рынка недвижимости.

Еврокомиссия подготовила специальный отчет, в котором рынок peer-to-peer оценивается в 3,5 миллиарда долларов. Эти деньги просто осели в карманах физических лиц, минуя налоговые декларации и какой-либо объективный учёт. Особенно успешно экономика обмена и совместного потребления работает с товарами, стоящими много, а используемыми – редко. Так, размещение путешественников и транспортные услуги оказались первыми рынками, где завелись новые порядки.

Согласно исследованиям Tuck Analysis, из ста участников экономики обмена, 71 «делился» транспортными услугами, 20 – размещали в своём жилье туристов. В агентстве уверены, что к 2017-му году европейские частники примут у себя гостей на 15,4 миллиарда долларов.