Для чего нужен бизнес-план?

Как написать бизнес-план? Этот вопрос начинающие предприниматели задают иногда даже чаще, чем «где взять деньги на свой бизнес» и «Сколько денег выделить на рекламу«. Для многих нежелание или неумение составлять этот документ становится камнем преткновения на пути к предпринимательству. Между тем, если разобраться, ничего сложного в бизнес-плане нет. Эта статья — о том, нужен ли бизнес план для открытия своего дела, и если нужен — зачем.

Я нередко говорю о том, что в России мало учат предпринимательству. Так вот, бизнес-планы — одна из немногих вещей, которым в нашей стране усиленно учат. Казалось бы, хоть чему-то учат. Однако, как это часто бывает, желание сделать как лучше оборачивается тем, чем оно оборачивается всегда. В вузах уделяют внимание форме, рассказывают, как написать бизнес-план. На самом же деле, гораздо важнее не как его написать, а о чем. Содержание гораздо важнее формы.

Я уверен, что бизнес план нужен больше не для планирования, а для маркетинга. Это инструмент маркетинга, и инструмент эффективный. Разумеется, если сделан хорошо. Из бизнес-плана компании или проекта партнер, инвестор, спонсор или кредитор должен понять, как и о чем с вами можно договариваться. Как и всегда в маркетинге, для каждой целевой аудитории нужен отдельный бизнес-план. Инвестору важны одни плюшки, кредитору — другие, франчайзи — третьи, дилеру — четвертые, и так далее.

В зависимости от того, кто будет читать ваш бизнес-план, и что вы от этого читателя хотите, следует корректировать как форму бизнес-плана, так и его содержание. Кому-то достаточно короткой презентации, кому-то нужны серьезные расчёты. У всех разные потребности в информации о вашем проекте, каждый собирает информацию для своих целей. Что кому важно лучше всего как-то узнать у получателя вашего бизнес-плана. Как правило, отсев неугодных проектов происходит довольно быстро, по формальным признакам (например, по цифрам), а уже с «шорт-листом» работают плотно и напряженно, давая возможность что-то объяснить, как-то прокомментировать свой бизнес-план.

Узнать условия «отсева» часто можно просто спросив, а потом внимательно послушав и хорошо подумав.

Ошибка начинающих предпринимателей и продавцов липовых франшиз часто бывает в том, что они продают в своих бизнес-планах «программу максимум» — т.е. наиболее благоприятный из возможных вариантов развития событий. Скрывая возможные слабости проекта, предприниматели боятся спугнуть потенциального партнёра. В итоге уже на старте отношений не выходит честной игры.

Между тем, любой партнер понимает, что рисков нельзя избежать. И вообще, согласно закону Мерфи, если дерьмо может случиться — shit happens. Любой здравый партнёр всегда закладывает риски, просчитывает уровень допустимых потерь, видит неблагоприятные сценарии. Ошибочно полагать, что если умолчать о рисках, партнёр о них не догадается. Зато вполне логично предположить, что увидев честность по отношению к себе и трезвость в представленных оценках рисков, будущий партнёр будет относиться к проекту более снисходительно и, как бы, с большим доверием.

Гай Кавасаки, кажется, придумал, что графики должны смотреть наверх и вправо. Это хорошо, конечно, и правильно. Главное — увидеть за ними риски и не рассчитывать на такую уж безоблачную жизнь. Есть и еще фишка. Не говоря о рисках и возможных проблемах, вы оставляете партнеру возможность придумать худшие сценарии без вашего участия. Где гарантии, что его фантазия не более изощрённа, чем горькая правда, которую вы пытаетесь скрыть? Нет гарантий!

Безумно важно все хорошее, что вы хотите написать в вашем бизнес-плане. Но безумно важно и то, чего вы писать не хотите:

  • подготовленные запасные варианты развития событий в сложных ситуациях,
  • подстраховки на случай ядерной войны,
  • как быть, если все пошло не так,
  • какие проблемы будут критическими, а какие проект сможет пережить,
  • как сделать ущерб «в случае чего» минимальным,
  • не сложены ли все яйца в одну корзинку,
  • можно ли извлечь выгоду из катастрофы
  • что будет, если всё нае**ётся.

 И пусть бизнес-план будет не очень изящным. Пусть в нем будут ситуации, в которых придется работать вдвое больше, пусть будут прописаны риски и возможные проблемы. Получить инвестиции со сладкими обещаниями — почти любой школьник из бизнес-молодости может. Сделайте честный бизнес-план, выбейте крутые варианты из тех, кто по-настоящему крут. Дерзко покажите ваши способности и компетенции. Бизнес — это вызов, брошенный всему на свете. Бросайте его. 

Не забывайте, впрочем, что каждому поводу должен соответствовать свой бизнес-план. Для каждого партнёра-читателя будут принципиально важными разные моменты.

Удачи в бизнесе!